Арьядева

Буддийский центр Арьядевы

Фонд поддержания Махаянской традиции (ФПМТ)

Его Святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо и Лама Сопа Ринпоче
Архив новостей Регистрация Наши учителя Буддийские ссылки Помощь нам Контакты

Очерк о собственных признаках

Внимание:
От переводчика. Данный текст является предварительным вариантом перевода и должен использоваться только как рабочий текст для студентов группы геше Джампа Дакпа, изучающих 5-летнюю программу буддийского образования ФПМТ (междунар. Фонд поддержания махаянской традиции). Никоим образом не предназначен для распространения и публикации в любом виде. –
 
 
Очерк о собственных признаках и общих признаках
 
 
Хвала
 
Молюсь Владыке речи – Герою Красноречивому[1].
Пусть силой даруемых мне достижений прекрасного разума наивысших 
Мой славный Учитель мой помысел об исходе[2] непреложный хранит,
И дух Пробуждения[3] и подлинные воззренья,
И два этапа пути, доводящих меня до конца.
 
Ученый Дигнага, Владыка – Отец с сыном вместе[4] -
Прославился изложением логики
Заставил он проглотить языки излагавших дурные воззренья
И вместе с тем подлинными воззрениями привлек разумных существ.
 
Глядящих на чудное зрелище: в море базовых текстов
По правильному познанию - гряды колеблемых волн
Всех видов изустно переданных изложений, -
Их, если имеют влеченье к воззрениям, пусть я направлю,
Пусть смогу быть опорой подобным путникам я!
    
 
Здесь будут объяснены некоторые темы, близкие трактатам Канона по правильному познанию. Это объяснение собственных признаков и объяснение общих признаков.
В это объяснение будет включено объяснение метода соединения терминов и объяснение по очереди субъекта характеристики и слов, выражающих характеристику.
 
Первое. Объясним собственный признак.
 
Предмет, установленный как свой особенный способ существования, не представляющий из себя просто атрибуцию, сделанную постижением,– это определение собственного признака.
Основа обозначения: это являющийся объект правильного познания посредством непосредственного восприятия – например, горшок. Он называется собственным признаком, поскольку когда он является прямо, является непосредственному восприятию, он, не завися от другого предстающего (для восприятия) феномена, составляет предстающий (для восприятия) носитель определения. Нет разницы между двумя терминами «собственный признак» и «собственный признак»: то, что называется «собственным признаком смысла» - это реально наличествующий смысл или истинный (don rnal ma) смысл.
 
Школа сутр полагает, что непосредственное восприятие, прямо его осознающее, это безошибочное знание, неиспорченное никакими из четырех ошибочных причин[5]. Кроме того, поскольку собственные признаки явно устанавливаются безошибочным непосредственно воспринимающим интеллектом (уровня) абсолютной истины, они по причине установления абсолютной истины и их истинности (для установливающего интеллекта) составляют также абсолютную истину.
Поскольку, по этой теории, способ существования собственных признаков устанавливается как собственный способ существования, если непосредственное восприятие их осознает, данный способ бытия объекта тоже осознается. По этой причине, это будет осваиваемый (утверждаемый устанавливаемый ‘jug pa’i) образ горшка.
Как говорится в «Комментарии, предельно ясному по мыслям»: «То, что утверждают как осознаваемое правильным познанием последователи школы сутр, означает постигаемый правильным познанием способ существования осознаваемого».
Dngos smra pas Поэтому в противоположность значению собственных характеристик, (принятому) утверждающими предмет (истинное существование предмета – т.е. здесь школа саутрантиков), то, что (о них) полагают - это еще и то, что говорят последователи школы вывода, полагающие (их) за отрицаемое аналитическим (постижением) абсолютной истины.  
Если так, то очевидно предмет, истинный ngor bden pa для безошибочного непосредственного восприятия интеллектом (уровня) абсолютной истины противоположен значению собственных характеристик и представляет из себя основу, противоположную собственным характеристикам как предмету, не имеющему смешанности в объекте, времени, природе.
Итак, если спросить, каково значение не имеющего смешения в объекте, времени, природе, то это противоположность тому способу схватывания, которое представляет из себя постижение, схватывающее со смешением в объекте, времени, природе. Поэтому будет очень важно узнать о нем с самого начала. Так что немного поговорим об этом.
Например, если не знающий горшок на относительном уровне, увидев на востоке нечто золотое выпуклое, задаст вопрос: «Что это?», когда встречный скажет: «Это ваза», в потоке сознания слышащего последуют эти звуки выговоренного: «ваза», и затем при мысли: «это золотое выпуклое – ваза» зарождается схватывающее постижение. И поскольку значение способа схватывания в этой мысли состоит в том, что золотое выпуклое – это проявление того, что есть ваза, и поэтому это - проявление также и отличного от того, что не есть ваза. Собственно это проявление отличного от того, что не есть ваза, хотя и составляет словесное значение вазы, но поскольку в силу этой мысли ваза проявляется с ошибочным принятием ее за собственный признак, следует сказать, что для данной мысли существует проявление, смешивающее воедино проявление (видимость) и атрибуцию (обозначение). Это проявление – это собственный признак значения вазы, а атрибуция – это словесное значение вазы. Поэтому, поскольку в силу данной мысли золотая ваза проявляется именно словесным значением, являющимся как что-то отличное от того, что не есть ваза, ваза как собственный признак, не проявляясь непосредственно, оказывается обращенной в объект, проявляющийся просто как словесное значение. Затем, когда этот индивид увидит на западе медное   выпуклое, не нуждаясь в опоре на ответ, с мыслью: «Это - ваза» у него зародится схватывающая мысль. И в аспекте проявления (предстающего) для этой мысли, здесь при проявлении всех частей, являющихся вазой в случае виденной прежде на севере золотой вазе, как существующих также и в медной вазе на западе, данный способ - это такой способ проявления, при котором в мысли имеется смешение в объекте. Подобным образом после того, как видели золотую вазу раньше, если увидели медную вазу позже, проявление всех частей виденной прежде вазы как существующих в медной вазе более позднего времени – это способ проявления со смешением во времени. И также проявление частей, представляющих собой вазу в случае золотой вазы, и частей, представляющих собой вазу в случае медной вазы, тех и других вместе как одного - это способ проявления со смешением в природе. Поэтому по причине данной мысли (т.е. данного дискурсивного постижения) это будет еще и проявление как одного всех без исключения частей, представляющих собой вазу в абсолютно всех конкретных случаях (здесь тиб.: gsal ba – букв.: ясность, определенность) вазы.
То, что называется конкретными случаями вазы – это надо понимать как частное (тиб.: bye brag). Одним словом, способ схватывания раннего и позднего как одного в силу дискурсивного мышления состоит в следующем. Например, тот, кто был знакомым прежде как: «Девадатта – вот этот» представляет из себя атрибуцию схватывания как одного и прежнего и позднего. В случае вазы при том, что мельчайшие части вазы и моментные части и так далее прямо не проявляются, но словесные значения грубого уровня различных частей вазы и последовательности ранних и поздних моментов проявляются как ваза. То есть, например, при переправе через реку после того, как вода унесла сапог некоего человека, через некоторое время этот человек, показывая пальцем на эту реку, говорит: «Вот вода, которая унесла мой сапог». Однако, хотя поток воды, унесшей сапог, и утек, но поскольку по причине дискурсивного мышления проявление потока прежнего и позднего как одного словесного значения полагается за тот поток, он так говорит.
А каким образом проявляются для чувственного познания без проявления подобного словесного значения неотъемлемые в каждой части субстанции от данного объекта - собственного признака мельчайшие частицы и невечность и моментность этого объекта и тому подобное? В то время, когда на этот поток бросаешь взгляд, то не только есть проявление того, как являются мельчайшие частицы воды прямо сейчас, и моментность и невечность потока, но и проявление всех частиц - частиц ранее утекшей воды, и частиц воды, которая опять притечет. Поэтому если спросить: коли так, тогда не будут ли мельчайшие частицы вазы и невечность вазы тонкой невечностью? и как она проявляется для чувственного сознания обычного существа? (Ответим:) Хотя это очень тонко, но по причине неотъемлемой единосущности вазы и ее установления, имеется подобное проявление. Так в «Главе о собственном смысле»
 


[1] Санскр.: Манджушри.
[2] Тиб.: nges ‘byung – непреложность исхода, непреложный помысел об исходе, непреложный помысел, помысел об исходе. В русскоязычной буддийской литературе часто переводится как отречение.
[3] Санскр.: бодхичитта.
[4] То есть Дигнага и Дхармакирти.



вернуться назад
Copyright © 1994-2024 Буддийский центр Арьядэвы. Все права защищены. Член ФПМТ (СПБ). При цитировании cсылка на сайт обязательна.

Индекс цитирования на Яндексе + Кто ссылается на сайт